Новости

2014-11-27


На коллегии прокуратуры области рассмотрен вопрос о практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

 

Сегодня, 27 ноября 2014 года, на коллегии под председательством прокурора области рассмотрен вопрос о практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На коллегии отмечалось, что органами прокуратуры области и уполномоченными органами приняты определенные меры, направленные на выявление и пресечение нарушений названного законодательства.

В результате рассмотрения в 2013 году и истекшем периоде 2014 г. актов прокурорского реагирования департаментом культуры Костромской области приняты меры к надлежащей организации исполнения полномочий по государственному контролю, размещению информации в сети «Интернет», улучшено качество нормативного правового регулирования правоотношений, органами местного самоуправления приняты меры к популяризации объектов культурного наследия, их сохранению, разработке зон охраны объектов, организациями организована работа по заключению охранных обязательств на объекты культурного наследия, устранению нарушений правил использования объектов, установке информационных надписей.

Данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных. Так, по состоянию на 01.01.2014 только 46,85% объектов культурного наследия находились в удовлетворительном техническом состоянии, в неудовлетворительном – 33,82%, в аварийном – 8,58%, утрачено 10,75% объектов.

Причинами  неудовлетворительного состояния памятников истории и культуры на территории области является недостаточное финансирование мероприятий по ремонту и охране объектов культурного наследия, неисполнение в полном объеме возложенных федеральным законодательством обязанностей и контрольно-надзорных функций департаментом культуры области.

Предметы охраны актами государственных органов установлены в отношении 9 объектов культурного наследия (0,2%), расположенных на территории области; в единый государственный реестр с присвоением номеров внесено 6 объектов (менее 0,2%); утвержденными зонами охраны охвачено 1918 объектов культуры (53%); утверждены границы 60 объектов культурного наследия (1,6%); паспорта имеются у 2894 объектов культурного наследия (80%); охранными обязательствами охвачено 2391 объектов культуры (66%).

Причинами и условиями ненадлежащей государственной охраны объектов культурного наследия на территории области является отсутствие административного регламента по осуществлению государственного контроля в сфере охраны объектов культурного наследия регионального значения, неисполнение  департаментом культуры области в полном объеме функций и полномочий в установленной сфере деятельности.

Государственный контроль в сфере охраны объектов культурного наследия организован и осуществляется департаментом культуры области с нарушением требований федерального законодательства, проверки планируются и осуществляются с нарушением установленного законом порядка, допускаются факты проверок в отсутствие законных оснований, адекватные меры к устранению нарушений закона принимаются не всегда.

Надлежащему исполнению органами местного самоуправления обязанностей по охране объектов культурного наследия препятствует отсутствие официальной регистрации прав на отдельные объекты культурного наследия, заключенных охранных обязательств, непроведение при наличии оснований работ по сохранению объектов культурного наследия, неисполнение обязанности по постановке бесхозных объектов культурного наследия на соответствующий учет, отсутствие зон охраны объектов культурного наследия, недостаточная реализация полномочий по популяризации объектов культурного наследия.

Прокурорами городов и районов пресечены факты предоставления органами местного самоуправления хозяйствующим субъектам объектов культурного наследия в пользование в отсутствие охранных обязательств, требований к арендаторам по проведению работ по сохранению объектов культуры.

Не всеми собственниками объектов культурного наследия реставрационные и ремонтные работы проводятся при наличии согласованной проектной и разрешительной документации, информационные таблички размещаются не всегда.

Хозяйствующими субъектами допускаются факты использования объектов культурного наследия с нарушением правил пожарной безопасности, осуществления несанкционированных земельных работ на объектах археологии, факты незаконного размещения рекламных конструкций на объектах культурного наследия.

Всего по итогам проверки установлено более 200 нарушений федерального законодательства, внесено 50 представлений, на незаконные правовые акты принесено 2 протеста, в суды направлено 5 исков, возбуждено 13 дел об административных правонарушениях, 10 лиц по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности.

По результатам рассмотрения данного вопроса на коллегии принято решение.